Консультант плюс лого

Апрель


КАК ОФОРМИТЕ РАБОТУ СОТРУДНИКА ЗА ГРАНИЦЕЙ, ТАК И НДФЛ ПЛАТИТЬ БУДЕТЕ

23 января

Шаронова Е.

Письмо Минфина от 23.01.2014 № 03-08-05/2271

Минфин выпустил очередное разъяснение, касающееся налогообложения НДФЛ доходов работников, направленных в длительную командировку за границу. В частности, он указал, что если работник все свои трудовые обязанности выполняет по месту работы в иностранном государстве, то получаемое им вознаграждение — это доход от источников за пределами РФ <1>. И такой доход подлежит обложению налогом на территории этого иностранного государства и в соответствии с его законодательством. То есть, по сути, речь идет о переводе сотрудника на работу за границу. Причем ранее финансисты настаивали: в таком случае в трудовом договоре должно быть указано, что рабочее место сотрудника находится в иностранном государстве <2>.

В этом случае по доходам работника, полученным от источников за пределами РФ, вы не будете признаваться налоговым агентом с того момента, как работник станет нерезидентом. А до тех пор, пока он будет резидентом (пробудет за границей менее 183 календарных дней в году), вы должны удерживать из выплачиваемых ему доходов НДФЛ по ставке 13%. Такую точку зрения Минфин высказывал неоднократно <3>.

А вот если направление работника на длительное время за границу вы оформите как командировку и будете за весь период выплачивать ему средний заработок (а также выплачивать суточные и возмещать расходы на проживание, на проезд туда и обратно), то это уже и ФНС, и Минфин рассматривают как доход от источников в РФ <4>. И в таком случае вы по всем доходам, выплаченным работнику в календарном году, являетесь налоговым агентом и должны исчислять и удерживать НДФЛ:

  • сначала по ставке 13% — пока у работника будет статус резидента РФ;
  • потом по ставке 30% — когда работник станет нерезидентом (то есть будет находиться за границей более 183 календарных дней в году). Причем вы должны будете пересчитать НДФЛ по ставке 30% с доходов, полученных с начала года, и доудержать налог.

Как видим, по мнению контролирующих органов, порядок исчисления НДФЛ с выплачиваемых работнику доходов, а также признание организации налоговым агентом зависит от того, как вы оформите документы при направлении работника за границу. То есть это разъяснение из серии “Как вы яхту назовете, так она и поплывет”.

  • <1> подп. 6 п. 3 ст. 208 НК РФ
  • <2> Письмо Минфина от 22.08.2013 № 03-04-05/34436
  • <3> п. 1 Письма Минфина от 10.06.2011 № 03-04-06/6-136
  • <4> Письма ФНС от 19.03.2013 № ЕД-3-3/945@; Минфина от 22.08.2013 № 03-04-05/34436

Полный текст статьи читайте в журнале “Главная книга” 2014, № 6

УСЛОВИЯ ТРУДА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АТТЕСТАЦИИ ОПТИМАЛЬНЫЕ, А ДОПТАРИФ В ПФР — МАКСИМАЛЬНЫЙ?

Шаповал Е.

С 01.01.2014 дополнительный тариф взносов в ПФР был дифференцирован в зависимости от класса условий труда по результатам спецоценки, введенной вместо аттестации рабочих мест. В то же время установлено, что до проведения спецоценки для этих целей применяются результаты аттестации <1>.

Означает ли это, что если по результатам аттестации установлены оптимальные (класс 1) или допустимые (класс 2) условия труда, то взносы в ПФР по дополнительному тарифу платить не надо, так как тариф составляет 0%?

Напомним, что с 2013 г. все организации и предприниматели, в том числе применяющие пониженные тарифы, обязаны платить взносы в ПФР по дополнительному тарифу с выплат (независимо от их годового размера) тем работникам, которые трудятся в условиях, дающих им право на досрочную пенсию <2>.

РАССКАЗЫВАЕМ РАБОТНИКУ

Периоды работы на работах, а также по профессиям и должностям, дающим право на досрочную пенсию <4>, до проведения спецоценки учитываются во “вредном” стаже, даже если работы выполнялись в оптимальных и допустимых условиях труда по результатам аттестации <5>.

До 2013 г. результаты аттестации никак не влияли на размер дополнительного тарифа пенсионных взносов. Они учитывались исключительно при предоставлении “вредникам” гарантий и компенсаций по Трудовому кодексу (повышенная оплата труда, сокращенное рабочее время и дополнительный отпуск) <3>.

А с 2014 г. при определении размера дополнительного тарифа взносов в ПФР учитываются результаты аттестации рабочих мест.

При этом дифференцированные тарифы применяются только для вредных (класс 3, подкласс 3.1-3.4) и опасных (класс 4) условий труда, установленных по результатам аттестации <6>.

Если же по результатам аттестации рабочих мест были установлены оптимальные (класс 1) или допустимые (класс 2) условия труда, то до проведения спецоценки взносы в ПФР по дополнительному тарифу надо платить с выплат тем работникам, которые трудятся в условиях, дающих им право на досрочную пенсию <7>.

Это нам подтвердили в Департаменте развития социального страхования Минтруда.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

Департамент развития социального страхования Минтруда России

“Если по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, завершенной до 01.01.2014, условия труда были признаны оптимальными или допустимыми, до проведения спецоценки и утверждения ее результатов взносы в ПФР по дополнительному тарифу надо начислять в размере <8>:

  • 4%, если работники заняты на работах, указанных в подп. 2-18 п. 1 ст. 27 Закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ;
  • 6%, если работники заняты на работах, указанных в подп. 1 п. 1 ст. 27 Закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ”.

Как видим, с этого года для работодателей, у которых трудятся “досрочники” с подтвержденными аттестацией оптимальными и допустимыми условиями труда, тариф взносов в некоторых случаях оказался выше, чем у тех, кому аттестацией были установлены вредные условия труда (класс 3, подкласс 3.1). Что вряд ли соответствует конституционным принципам равенства и справедливости при установлении финансовых обременений <9>.

* * *

Если аттестация признала условия труда “досрочников” оптимальными или допустимыми, от уплаты пенсионных взносов по дополнительному тарифу может освободить только проведение спецоценки. И сделать это нужно как можно раньше.

——————————-

  • <1> п. 5 ст. 15 Закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ (далее — Закон № 421-ФЗ); ч. 1 ст. 28 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ; ч. 2.1 ст. 58.3 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ (далее — Закон № 212-ФЗ)
  • <2> ч. 1, 2 ст. 58.2 Закона № 212-ФЗ (ред., действ. до 01.01.2014)
  • <3> статьи 92, 117, 145, 209 ТК РФ
  • <4> пп. 1-18 ст. 27 Закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ; Список № 1 и Список № 2, утв. Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.91 № 10
  • <5> п. 4 ст. 15 Закона № 421-ФЗ
  • <6> ч. 2.1 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ
  • <7> ч. 1, 2 ст. 58.2 Закона № 212-ФЗ
  • <8> п. 5 ст. 15 Закона № 421-ФЗ; ч. 1, 2 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ
  • <9> п. 2, 3 мотивировочной части Постановления КС от 24.02.98 № 7-П

Впервые опубликовано в журнале “Главная книга” 2014, № 6

ПОСОБИЕ, ВЫПЛАЧЕННОЕ В СВЯЗИ С ВЫХОДОМ НА ПЕНСИЮ, ОБЛАГАЕТСЯ ВЗНОСАМИ

4 декабря 2013 г.

Бугаева Н.

Письмо Минтруда от 04.12.2013 № 17-3/2038

По мнению Минтруда, если в соответствии с коллективным договором работнику выплачивается единовременное пособие при выходе на пенсию по возрасту или по инвалидности, то оно облагается страховыми взносами во внебюджетные фонды <1>.

Свою позицию чиновники объясняют так: объект обложения взносами — это все суммы, которые выплачиваются работнику в связи с наличием трудовых отношений с ним. А факт упоминания выплаты в коллективном договоре еще не означает, что она не должна облагаться взносами, так как этот документ регулирует социально-трудовые отношения <2>.

Под выплаты, освобождаемые от обложения страховыми взносами как компенсации в связи с увольнением, это пособие тоже не подпадает. Ведь при расторжении трудового договора по таким основаниям никакие законодательно установленные компенсации работнику не положены <3>.

Ранее свою позицию по поводу социальных выплат высказывал и ВАС. По его мнению, вопрос о том, включаются установленные коллективным договором выплаты в объект обложения взносами или нет, решается в зависимости от того, являются ли они стимулирующими, связаны ли со сложностью, качеством, условиями выполнения работы <4>. В организации, которая обратилась в Минтруд, размер этого пособия определялся с учетом оклада работника и стажа его работы в компании. В такой ситуации в ведомстве, естественно, признали пособие “трудовой” выплатой. А вот если бы, например, каждый выходящий на пенсию работник получал от данного работодателя одинаковую сумму, то ведомство, возможно, признало бы ее социальной и, следовательно, взносы с нее можно было бы не начислять.

Кроме того, в Минтруде отметили, что решение ВАС было вынесено по делу 2010 г., когда объект для начисления взносов определялся как выплаты по трудовому договору, а не в рамках трудовых отношений <5>. Однако это не помешало арбитражным судам принимать решения в пользу страхователей, опираясь на мнение ВАС, и при рассмотрении споров по доначислениям за периоды после 2010 г. <6> Одно из таких дел уже снова попало в ВАС и ждет своего часа <7>. Поэтому есть шанс, что еще одно постановление Президиума ВАС наконец-то поставит точку в этом споре.

——————————-

  • <1> ч. 1 ст. 7 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ (далее — Закон № 212-ФЗ)
  • <2> ст. 40 ТК РФ
  • <3> подп. “д” п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ
  • <4> Постановление ВАС от 14.05.2013 № 17744/12
  • <5> ч. 1 ст. 7 Закона № 212-ФЗ (ред., действ. до 01.01.2011)
  • <6> см., например, Постановление ФАС ВСО от 02.12.2013 № А33-1268/2013
  • <7> Постановление ФАС ПО от 03.10.2013 № А65-21043/2012; Определение ВАС от 14.01.2014 № ВАС-104/14

Впервые опубликовано в журнале “Главная книга” 2014, № 7

ЗАГРЯЗНЕНИЕ ПРИРОДЫ: КАКИЕ ОБЯЗАННОСТИ ЕСТЬ У ОБЫЧНОГО ОФИСА

Мошкович М.

Система взимания так называемых экологических платежей (или платы “за грязь”) по-прежнему остается неясной для большинства бухгалтеров. И неудивительно: законодательство неопределенное, судебная практика противоречивая. Сегодня мы рассмотрим, какие все-таки обязанности есть у организаций и ИП в данной сфере. Говорить будем об “офисных” компаниях, поскольку для производственников эти платежи — обычное дело.

Вредные воздействия, за которые вносится плата

Для начала перечислим все виды вредного воздействия на природу, за которые надо платить <1>:

  • выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных и передвижных источников;
  • сбросы загрязняющих веществ в воду;
  • загрязнение недр или почв;
  • размещение отходов;
  • шум, тепло и иные виды негативного влияния на окружающую среду.

Из этого списка для нас представляют интерес только выбросы в атмосферу от передвижных источников (поскольку таковым признается любой автомобиль <2>) и размещение отходов. Остальные виды загрязнения природы, как правило, офисов не касаются.

Транспортные выбросы

Что нужно делать

Если вы используете автомобиль (неважно, для нужд организации или для оказания услуг), то необходимо ежеквартально вносить плату за выбросы в атмосферу и представлять расчеты <3> в территориальный орган Росприроднадзора.

Авто может быть собственным, арендованным <4> или полученным в лизинг <5>. Главное, чтобы списание топлива по нему отражалось в вашем учете. Неиспользуемое транспортное средство никакого вреда природе не наносит, поэтому и вносить плату за выбросы от него не нужно <6>. Что касается расчета, то в нем указываются только сведения об использованном топливе, данные об имеющихся у организации автомобилях в расчете не отражаются.

Нужно ли заполнять расчет, если сумма платы в отчетном периоде равна нулю? В общем-то, отчетность должны сдавать только те, у кого есть обязанность платить за загрязнение природы <7>. Представляется, что подход должен быть таким:

  • <если> у вашей организации нет автомобилей, то расчеты оформлять и сдавать не надо;
  • <если> автомобиль есть, но в каком-то отдельном квартале он не использовался (к примеру, из-за ремонта), то нулевой расчет лучше сдать, чтобы не вызывать лишних вопросов.

Расчет платежа

Платеж определяется как произведение фактически израсходованного за отчетный период топлива, нормативов платы и ряда коэффициентов <8>. Для примера предположим, что автомобиль, используемый организацией в Москве, “скушал” (согласно подтверждающим документам) за I квартал 2014 г. 1090 литров бензина марки АИ-92. Поскольку расчет по бензину делается в тоннах, необходим перерасчет. Для этого нам нужно знать плотность топлива.

Рекомендуемые значения плотности вы можете видеть в таблице <9>.

Перерасчет делается так: вначале литры переводятся в килограммы: 1090 л х 0,735 (плотность) = 801,15 кг, затем килограммы переводятся в тонны: 801,15 кг / 1000 = 0,8 т.

Далее рассчитаем сумму экологического платежа за квартал. Она составит 5,52 руб. (0,8 т х 1,3 х 1,9 х 1 х 1,2 х 2,33), где:

  • 1,3 — норматив платы за бензин <10>;
  • 1,9 — коэффициент экологической значимости Центрального экономического района (к которому относится г. Москва) <11>;
  • 1 — дополнительный коэффициент (для особо охраняемых природных территорий он равен 2, для других — 1) <12>;
  • 1,2 — дополнительный коэффициент при выбросах загрязняющих веществ в атмосферу городов <11>.

Примечание. Как разъяснялось ранее, данный коэффициент применяется в том случае, если автомобиль зарегистрирован в городе. А фактическое место эксплуатации не имеет значения <13>. Документ, в котором содержалось такое разъяснение, утратил силу <14>. Однако по причине отсутствия иных разъяснений считаем возможным пока придерживаться этого правила;

  • 2,33 — коэффициент, установленный на 2014 г. Законом о бюджете (для нормативов платы, введенных в 2003 г.) <15>.

Также обратите внимание на следующие моменты:

  • расчет делается поквартально, а не нарастающим итогом;
  • если расходуются разные виды топлива (к примеру, не только бензин, но и дизельное топливо), то их нужно показывать в расчете по разным строкам;
  • расчет подается в территориальное подразделение того субъекта Федерации, где зарегистрирован автомобиль <17>. Предположим, что вы используете две машины: одна принадлежит организации и стоит на учете в Москве, а другая арендуется у сотрудника и зарегистрирована в Московской области. В таком случае нужно делать для каждого субъекта свой расчет и подавать их в разные территориальные органы Росприроднадзора;
  • если автомобили зарегистрированы в разных муниципальных образованиях на территории одного субъекта РФ, то для каждого муниципального образования заполняются свои листы “Расчет суммы платежа” и разделы 2 (выбросы от передвижных источников) <18>.

Ответственность за просрочку

Внести плату и сдать расчет нужно не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом <19>. За любое опоздание с внесением платы грозит штраф <20>:

  • руководителю (ИП) — от 3 до 6 тыс. руб.;
  • организации — от 50 до 100 тыс. руб.

А что будет, если вы ошиблись с расчетом и перечислили меньше, чем нужно? Закон об этом умалчивает, но проверяющие все равно штрафуют. Судебная практика неоднородна: иногда суд наказывает за частичное невнесение платы <21>, иногда — нет <22>.

В любом случае лучше перестраховаться и внести плату пораньше. Тем более что плата за вред природе — это не налог, поэтому правила НК о переносах срока с нерабочего дня на следующий рабочий день <23> в данном случае не применяются. К примеру, внести плату за I квартал 2014 г. нужно не позднее 20 апреля. Эта дата приходится на воскресенье. Если вы перечислите деньги в понедельник, 21 апреля, то попадете под санкции. Следовательно, это нужно сделать не позднее 18 апреля.

Что касается просрочки со сдачей расчета, то непосредственно за это ответственность не установлена. Хотя проверяющие и пытаются наказывать организации в таких случаях за несвоевременное сообщение информации о загрязнении окружающей среды по ст. 8.5 КоАП РФ. Штраф составляет:

  • для руководителей (ИП) — от 1 до 2 тыс. руб.;
  • для организаций — от 10 до 20 тыс. руб.

Однако такой штраф можно оспорить. Суды считают, что данная статья здесь неприменима <24>.

Налог на прибыль

Экологические платежи включаются в состав “прибыльных” расходов как на общем режиме <25>, так и на упрощенке, если ваш объект налогообложения “доходы минус расходы” <26>. Формально можно учесть платежи лишь за предельно допустимые выбросы. Но для транспортных средств нормативов нет, поэтому спокойно учитывайте плату в полном объеме.

Что не нужно делать

Природоохранное законодательство предусматривает еще несколько обязанностей для тех, кто загрязняет природу и вносит за это плату. Но в случае с транспортными выбросами выполнять их не нужно.

Так, вы не должны разрабатывать нормативы выбросов вредных веществ, поскольку в отношении передвижных источников они определяются техрегламентами <27>. То есть если техосмотр пройден, то это означает, что автомобиль загрязняет природу в пределах допустимого.

Нет необходимости и получать разрешение на выбросы загрязняющих веществ. Хотя это и предусмотрено Законом <28>, порядок выдачи такого разрешения не утвержден <29>.

Кроме того, никто из природопользователей (независимо от вида вредного воздействия) не должен вставать на учет в территориальном органе Росприроднадзора. Единственный документ, в котором говорится о постановке на учет <30>, не зарегистрирован в Минюсте и не опубликован <31>, потому и не применяется. Отсутствие обязанности регистрироваться подтверждают и суды <32>. Отметим, что регистрационный номер вам не нужен: форма расчета не требует его указания. А орган Росприроднадзора сам поставит компанию на учет по факту представления первого расчета.

Офисные отходы

В любом офисе образуется мелкий мусор — бумага, использованные канцтовары, картриджи, запчасти компьютеров, упаковки от ланча сотрудников и т.п. Все это отходы, которые могут быть признаны опасными.

Что нужно делать

Нужно обратиться в территориальный орган Росприроднадзора и получить свидетельство о классе опасности <33> на каждый вид отходов, который “производит” ваша организация <34>.

Если отходы будут отнесены к I-IV классам опасности, то придется оформить на них еще и паспорта <35>. Причем вы должны самостоятельно составить паспорта, а затем согласовать их в Росприроднадзоре <36>. Например, к IV классу (малоопасному) <37> относится несортированный мусор от бытовых помещений организаций <38>.

А вот на отходы в виде бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства <39> паспорт можно не получать, поскольку они относятся к V классу (неопасному).

ПРЕДУПРЕЖДАЕМ РУКОВОДИТЕЛЯ

За отсутствие “мусорного” паспорта организацию могут оштрафовать на 100-250 тыс. руб., а директора (ИП) — на 10-30 тыс. руб. <40>.

Согласитесь, все это звучит довольно абсурдно в отношении офисного мусора. Однако, учитывая весомые штрафы, лучше от паспортизации отходов не отмахиваться. Паспорт оформляется только один раз, поэтому нужно просто сделать его и забыть.

Примечание. С 1 августа 2014 г. начнут действовать новые Правила паспортизации отходов <41> и действующий каталог отходов утратит силу. Новый же каталог еще не принят, поэтому неизвестно, сохранится в нем оценка офисных отходов как опасных или нет.

Что не нужно делать

Если ваши отношения с отходами заканчиваются в момент их перемещения в мусорный бак на улице (а именно так и бывает у “офисных” компаний), то вносить плату за размещение отходов вы не должны. Как неоднократно разъяснял ВАС, “размещением отходов” по смыслу природоохранного законодательства может заниматься только специализированная организация, которая владеет предназначенными для размещения отходов объектами <42>. Следовательно, она и должна платить за загрязнение окружающей среды. Если у представителей Росприроднадзора вдруг возникнут к вам претензии, сошлитесь на мнение высшей судебной инстанции. При этом неважно, кто заключал договор на вывоз мусора: ваша организация или владелец помещения (если вы его арендуете).

Помимо внесения платы, у специализированной организации есть и другие обязанности, в том числе:

  • организация производственного контроля <43>;
  • разработка проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение <44>;
  • предоставление отчетности по форме № 2-ТП (отходы) <45> в территориальный орган Росприроднадзора <46>.

Но вас они не касаются по той же причине — офисы не занимаются ни “размещением отходов”, ни “обращением с отходами”. Если проверяющие будут утверждать обратное, сошлитесь на судебную практику <47>.

Кто и как проверяет организации

Как вы уже поняли, выполнение природоохранных требований (внесение платы, сдачу отчетности и т.д.) контролирует Росприроднадзор <48>. Его инспекторы могут прийти к вам с проверкой — плановой (не чаще чем раз в 3 года <49>) или внеплановой, выдать предписание <50> или наложить административный штраф.

Обращаем внимание, что срок давности для штрафа за природоохранные нарушения относительно небольшой — 1 год с момента совершения нарушения <51>. То есть, к примеру, плата за I квартал 2014 г. должна быть внесена не позднее 20 апреля. Следовательно, с 21 апреля отсчитывается годичный срок, по истечении которого оштрафовать вас за просрочку уже не могут.

А вот взыскать саму задолженность через суд орган Росприроднадзора может в течение 3 лет, отсчитываемых от установленного срока оплаты <52>. Ведь 6-месячный предельный срок взыскания недоимки в судебном порядке, установленный НК <53>, здесь не применяется.

Ну а если пройдут и 3 года, то экологическую задолженность с вас уже не взыщут. Есть, правда, еще и специальный срок давности для исков о компенсации вреда окружающей среде — они могут быть предъявлены аж в течение 20 лет <54>. Но данная норма в спорах о взыскании регулярных платежей “за грязь” не применяется <55>.

Попасть в план ваша компания может в случае, если истекли 3 года с момента:

  • <или> госрегистрации организации (ИП);
  • <или> окончания последней плановой проверки;
  • <или> представления организацией (ИП) уведомления о начале ведения вида деятельности <56>.

Что касается внеплановых проверок, то их проводят <57>:

  • с целью проверить, как выполняются ранее выданные предписания госинспекторов;
  • по жалобам органов власти, организаций или граждан о замеченных нарушениях.

* * *

Не так давно КС признал норму, обязывающую вносить экологические платежи, неконституционной в части, касающейся 5-кратного повышения платежа при сверхлимитном размещении отходов <58>. “Офисных” компаний это решение никак не касается. Однако КС обратил внимание на неопределенность природоохранного законодательства. Поэтому не исключено, что порядок внесения платы “за грязь” вскоре будет изменен. Но вы не волнуйтесь — если это произойдет, мы вас сразу же проинструктируем.

——————————-

  • <1> п. 2 ст. 16 Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ
  • <2> п. 4 Порядка, утв. Приказом Ростехнадзора от 24.11.2005 № 867 (далее — Порядок № 867)
  • <3> приложение 1 к Приказу Ростехнадзора от 05.04.2007 № 204 (далее — Приказ № 204)
  • <4> Письмо Росприроднадзора от 05.10.2010 № СМ-06-01-31/7167
  • <5> Письмо Ростехнадзора от 15.05.2008 № 04-09/712
  • <6> Постановление ФАС СКО от 15.06.2010 № А53-26955/2009
  • <7> Постановление ФАС УО от 24.08.2012 № Ф09-7611/12
  • <8> п. 12 Порядка заполнения раздела 2 Расчета, утв. Приказом № 204
  • <9> Письмо ФНС от 24.03.2005 № 03-3-09/0412/23@; разд. 1.2 Рекомендаций, утв. Постановлением Госстроя от 09.03.2004 № 36
  • <10> Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ передвижными источниками (для различных видов топлива), утв. приложением 1 к Постановлению Правительства от 12.06.2003 № 344 (далее — Постановление № 344)
  • <11> приложение 2 к Постановлению № 344
  • <12> п. 2 Постановления № 344
  • <13> п. 25 Методических рекомендаций, утв. Приказом Ростехнадзора от 12.09.2007 № 626 (утратил силу с 09.08.2011)
  • <14> Приказ Ростехнадзора от 09.08.2011 № 452
  • <15> п. 3 ст. 3 Закона от 02.12.2013 № 349-ФЗ
  • <17> пп. 2, 4 Общих положений Порядка (приложение 2), утв. Приказом № 204; п. 4 Порядка № 867; Письмо Ростехнадзора от 11.12.2008 № 14-05/6488
  • <18> п. 1 Порядка заполнения листа “Расчет суммы платежа”, п. 1 Порядка заполнения раздела 2 Расчета, утв. Приказом № 204
  • <19> п. 1 Приказа Ростехнадзора от 08.06.2006 № 557; п. 3 Порядка (приложение 2), утв. Приказом № 204
  • <20> статьи 2.4, 8.41 КоАП РФ
  • <21> Постановление ФАС СКО от 07.05.2007 № Ф08-2045/2007-860А
  • <22> Постановление ФАС СКО от 10.06.2009 № А53-21043/2008-С4-7
  • <23> п. 7 ст. 6.1 НК РФ
  • <24> Постановление 10 ААС от 24.09.2013 № А41-10959/13
  • <25> подп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ
  • <26> подп. 5 п. 1, п. 2 ст. 346.16 НК РФ
  • <27> п. 3 Положения, утв. Постановлением Правительства от 02.03.2000 № 183
  • <28> п. 2 ст. 14 Закона от 04.05.99 № 96-ФЗ
  • <29> Постановление ФАС ЗСО от 30.09.2009 № А46-10383/2009; Решение Нижегородского облсуда от 07.02.2011 № 7-37/11
  • <30> Приказ Ростехнадзора от 02.08.2005 № 545
  • <31> Письмо Минюста от 13.09.2005 № 01/7226-ЕЗ
  • <32> Постановление 6 ААС от 03.10.2011 № 06АП-3857/2011; Апелляционное определение Ростовского облсуда от 03.05.2012 № 33-4736
  • <33> приложение № 1 к Порядку, утв. Приказом Ростехнадзора от 15.08.2007 № 570
  • <34> п. 2 ст. 14 Закона от 24.06.98 № 89-ФЗ (далее — Закон № 89-ФЗ); п. 2.4 Порядка, утв. Приказом Ростехнадзора от 15.08.2007 № 570; п. 3 Инструкции, утв. Приказом МПР от 02.12.2002 № 785 (далее — Инструкция № 785)
  • <35> приложение 1 к Приказу МПР от 02.12.2002 № 785
  • <36> п. 3 ст. 14 Закона № 89-ФЗ; пп. 1, 7 Инструкции № 785
  • <37> ст. 4.1 Закона № 89-ФЗ
  • <38> код 91200400 01 00 4 Федерального классификационного каталога отходов, утв. Приказом Минприроды от 02.12.2002 № 786 (далее — ФККО)
  • <39> код ФККО 18710300 01 00 5
  • <40> ст. 8.2 КоАП РФ
  • <41> Постановление Правительства от 16.08.2013 № 712
  • <42> Постановления Президиума ВАС от 17.03.2009 № 14561/08, от 20.07.2010 № 4433/10, от 12.07.2011 № 1752/11
  • <43> ст. 26 Закона № 89-ФЗ
  • <44> п. 1 ст. 18 Закона № 89-ФЗ
  • <45> утв. Приказом Росстата от 28.01.2011 № 17
  • <46> п. 2 ст. 19 Закона № 89-ФЗ
  • <47> Постановления Президиума ВАС от 13.03.2012 № 15331/11; 15 ААС от 01.12.2011 № 15АП-12257/2011; 4 ААС от 15.06.2010 № А10-878/2010
  • <48> п. 4 Правил, утв. Постановлением Правительства от 27.01.2009 № 53 (далее — Правила)
  • <49> п. 8 Регламента, утв. Приказом Минприроды от 26.08.2008 № 192
  • <50> подп. “д” п. 9 Правил
  • <51> ст. 4.5 КоАП РФ
  • <52> статьи 196, 200 ГК РФ; Постановление Президиума ВАС от 30.03.2010 № 16772/09
  • <53> п. 3 ст. 46 НК РФ
  • <54> п. 3 ст. 78 Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ
  • <55> Постановление 14 ААС от 14.08.2012 № А05-7895/2011
  • <56> п. 2 ст. 8 Закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ
  • <57> п. 11 Правил
  • <58> Постановление КС от 05.03.2013 № 5-П

Впервые опубликовано в журнале “Главная книга” 2014, № 7

ФИРМА ПОЛУЧИЛА “ФОТОШТРАФ” ИЗ ГИБДД: А НАДО ЛИ ПЛАТИТЬ?

Суховская М.

“Странный вопрос”, — можете сказать вы. Ведь когда нарушение ПДД зафиксировано камерами видеонаблюдения, к ответственности привлекается владелец автомобиля-нарушителя. И если машина находится в собственности фирмы, то “штрафное” постановление будет направлено по почте именно ей <1>.

Все так. Но на деле организация, на которую зарегистрировано авто, получив “фотоштраф”, практически всегда может либо избежать его уплаты, либо потом возместить себе эти расходы.

СИТУАЦИЯ 1. В момент нарушения за рулем машины был ваш работник

Сначала разберем самый распространенный среди работодателей вариант действий.

ВАРИАНТ 1. Уплатить штраф со счета фирмы, а потом удержать эту сумму из зарплаты водителя. Ведь работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб <2>, к которому, помимо прочего, относятся и суммы штрафов <3>, уплаченных работодателем из-за действий работника.

В данном случае у водителя будет ограниченная материальная ответственность — в пределах его среднего месячного заработка <4>. Однако даже самый большой “фотоштраф”, который может прийти в организацию (5000 руб. <5>), вряд ли превысит средний заработок водителя. Так что сумму ущерба можно взыскать с водителя по письменному распоряжению (приказу) руководителя фирмы, с которым водитель должен быть ознакомлен под роспись. Приказ необходимо издать не позднее 1 месяца со дня получения “штрафной” квитанции. Иначе придется взыскивать сумму штрафа через суд <6>.

А как быть, если на фирму за месяц придет несколько “фотоштрафов” за нарушения, совершенные одним работником? И в сумме своей они превысят средний месячный заработок водителя? В этом случае их все равно можно взыскать по приказу руководителя, поскольку каждый штраф — это отдельный случай причинения ущерба. Только нужно помнить, что размер единовременного удержания с виновного лица ограничен 20% от причитающейся ему при каждой выплате суммы (зарплаты, премии и т.д.) <8>.

Примечание. Заметим, что некоторые работодатели пренебрегают изданием приказа о взыскании ущерба с водителя. Они просят его написать заявление о якобы добровольном удержании суммы штрафа из зарплаты. Однако впоследствии работник может в суде успешно оспорить удержание, произведенное лишь на основании его заявления <6>.

Имейте в виду: сумму уплаченного штрафа в расходы для целей налогообложения прибыли списать не получится <9>. А сумму возмещаемого работником ущерба придется учесть во внереализационных доходах <10>.

Некоторые организации прощают своим работникам “фотоштрафы”, понимая, что, не нарушив ПДД, они бы просто не смогли нормально выполнить свою работу. Характерный пример — водители-инкассаторы, которым должностная инструкция предписывает ставить автомобиль на минимальном расстоянии от двери клиента, чтобы максимально обеспечить сохранность наличности. А часто это требование нельзя соблюсти из-за запрещающих стоянку дорожных знаков.

В подобной ситуации возникает вопрос: нужно ли включать сумму прощенного сотруднику штрафа в его доход, облагаемый НДФЛ? ФНС отвечает на него отрицательно, справедливо отмечая, что в данном случае к ответственности привлекается работодатель — собственник авто и сумма штрафа не может рассматриваться как экономическая выгода работника, нарушившего ПДД <11>. Однако Минфин настаивает на обратном, утверждая, что доход в этом случае у работника возникает <12>.

Какой позицией будут руководствоваться проверяющие, сказать сложно. Скорее всего, они будут исходить из размера возможных доначислений. Если они незначительны, то и претензии маловероятны. А вот если налоговикам есть чем поживиться, то есть сумма прощенных водителю штрафов велика, они запросто могут:

  • взыскать НДФЛ, не удержанный с действующего сотрудника <13>;
  • начислить пени за неуплату НДФЛ <14> и оштрафовать фирму за невыполнение обязанности налогового агента. Однако пени и штрафы можно и нужно оспаривать — на том основании, что вы выполняли разъяснение налоговой службы <15>.

Теперь переходим к другому, гораздо менее проблемному варианту действий.

ВАРИАНТ 2. “Перевести” штраф на самого водителя. Ведь собственник автомобиля освобождается от административной ответственности, если он подтвердит, что в момент фиксации нарушения за рулем был кто-то другой <16>.

Для этого нужно успеть в течение 10 дней с момента получения “штрафной” квитанции написать и отправить жалобу об отмене “штрафного” постановления <17>:

  • <или> на имя руководителя того отдела ГИБДД, сотрудник которого выписал постановление об административном правонарушении;
  • <или> в вышестоящий орган ГИБДД;
  • <или> в районный суд по месту нахождения этого отдела ГИБДД.

К жалобе необходимо приложить копии документов, подтверждающих, что в день нарушения машину использовал конкретный сотрудник-водитель (к примеру, путевой лист и выписку из штатного расписания <18>). По идее, после этого производство по административному делу в отношении фирмы должно быть прекращено за отсутствием состава нарушения <19>.

А новое “штрафное” постановление будет вынесено конкретному водителю.

СИТУАЦИЯ 2. В момент нарушения машина находилась в аренде или в лизинге (при этом лизингополучатель не регистрировал машину на себя на время действия договора) <20>

В этом случае самое разумное — поступить как при варианте 2 первой ситуации. То есть в течение 10 дней с момента получения “фотоштрафа” написать и отправить жалобу об отмене “штрафного” постановления <21>. Естественно, приложив к ней копию соответствующего договора — аренды или лизинга, а также копии других подтверждающих документов, например акта приема-передачи машины, полиса ОСАГО с записью о допуске к управлению авто других лиц <22>. Результатом обжалования, по идее, должна стать отмена постановления <23>.

Надо сказать, что многие арендодатели (лизингодатели) этой возможностью пренебрегают. Они уповают на договор, предусматривающий их право требовать с арендаторов (лизингополучателей) возмещение ущерба, причиненного последними в связи с нарушением ПДД. Поэтому арендодатели сами уплачивают пришедшие к ним штрафы, а затем выставляют арендаторам счет на определенную сумму.

Но даже если арендатор безропотно все оплатит, в налоговом плане этот вариант невыгоден, причем в бОльшей степени в этой ситуации пострадает арендатор. Вот что считает специалист Минфина.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

БАХВАЛОВА АЛЕКСАНДРА СЕРГЕЕВНА — консультант Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

“В данном случае арендодатель уплаченные штрафы не сможет включить в расходы <24>.

Вместе с тем полученное от арендатора возмещение он не должен учитывать в доходах, поскольку “дорожный” штраф не является санкцией за нарушение его договорных обязательств <25>.

Именно по этой же причине арендатор не вправе отразить во внереализационных расходах уплаченную им сумму возмещения <26>”.

* * *

Многие задаются вопросом: можно ли уволить водителя служебного авто, из-за которого фирма регулярно “попадает” на штрафы? В принципе, можно — по такому основанию, как “неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей” <27>.

Ведь водитель в силу своей должности обязан обеспечить безопасное управление транспортом и строго соблюдать правила дорожного движения <28>.

Однако, чтобы уволить водителя по этому основанию, у него “в активе” должно быть хотя бы одно дисциплинарное взыскание от работодателя — замечание или выговор, наложенные с соблюдением процедуры, установленной в ТК РФ <29>.

——————————-

  • <1> ч. 1 ст. 2.6.1, ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ; вопрос 10 Обзора законодательства и судебной практики, утв. Постановлением Президиума ВС от 16.06.2010
  • <2> ст. 238 ТК РФ
  • <3> Письмо Роструда от 19.10.2006 № 1746-6-1
  • <4> ст. 241 ТК РФ
  • <5> ч. 3.1 ст. 4.1 КоАП РФ
  • <6> ст. 248 ТК РФ
  • <8> ст. 138 ТК РФ
  • <9> п. 2 ст. 270 НК РФ
  • <10> п. 3 ст. 250 НК РФ
  • <11> Письмо ФНС от 18.04.2013 № ЕД-4-3/7135@
  • <12> Письма Минфина от 12.04.2013 № 03-04-06/12341, от 08.11.2012 № 03-04-06/10-310
  • <13> п. 2 Постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 № 57
  • <14> п. 2 ст. 75, ст. 123 НК РФ; п. 2 Постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 № 57
  • <15> п. 8 ст. 75, подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ
  • <16> ч. 2 ст. 2.6.1 КоАП РФ
  • <17> ч. 1 ст. 30.2, п. 3 ч. 1 ст. 30.1, ч. 3 ст. 30.3 КоАП РФ
  • <18> Постановление ВС от 31.10.2013 № 32-АД13-7
  • <19> п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ
  • <20> п. 48.1 Правил (приложение № 1 к Приказу МВД от 24.11.2008 № 1001)
  • <21> ч. 1 ст. 30.2, п. 3 ч. 1 ст. 30.1, ч. 3 ст. 30.3 КоАП РФ
  • <22> п. 1.3 Постановления Пленума ВС от 24.10.2006 № 18; Решение Московского горсуда от 28.08.2013 № 7-2241/2013
  • <23> п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ
  • <24> п. 2 ст. 270 НК РФ
  • <25> п. 3 ст. 250 НК РФ
  • <26> подп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ
  • <27> п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ; Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 05.06.2013 № 33-5155/2013
  • <28> ст. 21 ТК РФ
  • <29> статьи 192, 193 ТК РФ

Впервые опубликовано в журнале “Главная книга” 2014, № 6


Прокомментировать

 
заказ документа
задать вопрос
333‒0‒264
8 (800) 511‒9‒264
ВЫПУСКИ ГАЗЕТЫ
"КОНСУЛЬТАНТ ПО-РОСТОВСКИ"
© 1993-2019 «Компьютер Инжиниринг»
344002, ул. Красноармейская, д.170/84, 4 этаж
Тел./факс: (863) 333‒0‒264
Оставить отзыв
×