Консультант плюс лого

Декабрь


ВС РАЗЪЯСНИЛ, КОГДА ПРИЗНАНИЕ ДОЛГА НЕ ПРЕРЫВАЕТ СРОК ДАВНОСТИ

5 октября

п. 20 Постановления Пленума ВС от 29.09.2015 N 43 (далее – Постановление N 43)

Как известно, по истечении срока исковой давности дебиторская задолженность включается во внереализационные “прибыльные” расходы <1>, а кредиторская – во внереализационные доходы <2>.

Поэтому бухгалтеру важно правильно посчитать исковую давность. Одно из правил таково: если ваш контрагент признал долг, то течение срока исковой давности прерывается и начинает с этого момента отсчитываться по новой <3>. Не так давно Верховный суд уточнил и несколько пересмотрел ранее сформированную позицию о том, что именно можно считать признанием долга <4>.

В частности, он разъяснил, что течение срока исковой давности не прерывает ответ на претензию, не содержащий указания на признание долга. К примеру, если должник прислал вам ответное письмо, в котором сказано, что претензия получена или что она рассматривается, то это не означает, что срок исковой давности прервался.

Кроме того, не свидетельствует о признании долга в целом (если должник не оговорил иного) признание или погашение части долга. То есть частичное исполнение нарушенного обязательства не продлевает срок его возможной защиты.

Так, предположим, что по условиям контракта поставка должна была быть оплачена 10.10.2014 в сумме 3,5 млн руб. Должник погасил 2,5 млн руб. 26.10.2015 (ранее долг письменно не признавал). Списать остаток долга в сумме 1 млн руб. можно будет:

<если> должник сообщил, что не признает эту часть долга, либо ничего не сообщил о ней – в III квартале (октябре) 2017 г. (срок исковой давности начнет течь с 11.10.2014 и истечет 10.10.2017, то есть 11.10.2017 уже можно будет сделать запись о списании <5>);

<если> должник написал, что остаток будет погашен позже, – по истечении 3 лет со дня, следующего за днем получения такого письма.

Отметим, что ранее частичное признание претензии об уплате основного долга прерывало течение срока исковой давности по долгу в целом <6>.

——————————–

<1> подп. 2 п. 2 ст. 265, п. 2 ст. 266 НК РФ

<2> п. 18 ст. 250 НК РФ

<3> ст. 203 ГК РФ

<4> п. 20 Постановления N 43

<5> п. 1 ст. 192, п. 1 ст. 196, п. 2 ст. 200 ГК РФ

<6> п. 20 Постановления Пленума ВС от 12.11.2001 N 15, Пленума ВАС от 15.11.2001 N 18 (не применяется в связи с принятием Постановления N 43 (п. 28 Постановления N 43))

Впервые опубликовано в журнале “Главная книга” 2015, N 22

ОПЛАЧИВАЕМ БОЛЬНИЧНЫЙ ПОСЛЕ СМЕРТИ РАБОТНИКА (Как выплатить и учесть пособие по больничному, закрытому в связи со смертью работника)

Е. Шаповал

Не полученные в связи со смертью работника суммы соцстраховских пособий работодатель обязан выплатить <1>:

– членам семьи, совместно проживавшим с умершим, – супругу (супруге), родителям, детям, усыновленным, усыновителям <2>;

– нетрудоспособным иждивенцам независимо от совместного проживания с умершим.

Вместе с тем в последнее время некоторые отделения ФСС не принимали расходы по выплате пособий членам семьи умершего по больничным, закрытым в связи со смертью работника. Фонд исходил из того, что он сам больничный лист работодателю не предъявил и пособие ему при жизни начислено не было. А умерший застрахованным уже не является. Значит, такой листок нетрудоспособности не подлежит оплате. Поэтому члены семьи работника не вправе требовать выплаты пособия после его смерти.

Однако такой подход не нашел поддержки в судебной практике <3>.

Суды указывают, что факт смерти работника не прекращает обязанность работодателя по выплате не полученных им при жизни доходов, в том числе пособия по временной нетрудоспособности. И если работник до момента смерти состоял в трудовых отношениях с работодателем, то есть являлся застрахованным лицом, то он имел право на получение пособия по временной нетрудоспособности, но не смог реализовать его. Ведь право на получение пособия возникает со дня наступления страхового случая, то есть с момента начала болезни и утраты по этой причине заработка, а не с момента начисления пособия. Все дальнейшие действия, в том числе обращение за пособием, его начисление и выплата, являются лишь реализацией уже возникшего права. Поэтому в случае смерти работника начисление и выплата пособия должны быть произведены работодателем членам семьи застрахованного лица при предъявлении листка нетрудоспособности за весь период нетрудоспособности, включая день смерти застрахованного <4>.

ФСС также недавно выпустил Письмо с аналогичной позицией, которым должны руководствоваться отделения на местах. Фонд указал, что в случае временной нетрудоспособности медицинская организация должна оформить и выдать листок нетрудоспособности. При закрытии листка в связи со смертью болевшего в строке “Иное” указывается код 34, вслед за кодом в ячейках проставляется дата смерти работника <5>. На основании этого листка работодатель должен назначить и выплатить пособие по временной нетрудоспособности предъявившим его членам семьи, совместно проживавшим с умершим застрахованным лицом, а также нетрудоспособным иждивенцам независимо от совместного проживания <6>. Помимо больничного листа, члены семьи должны представить в бухгалтерию документ, подтверждающий родство с умершим и факт совместного проживания.

* * *

Требование о выплате пособия должно быть предъявлено членами семьи, а также иждивенцами по месту работы умершего в течение 4 месяцев со дня смерти.

Если такие лица отсутствуют или они в течение 4 месяцев со дня смерти работника не заявили никаких требований по получению пособия, то неполученное пособие наследуется на общих основаниях <7>. То есть работодателю необходимо депонировать начисленную сумму пособия и ждать, пока за ней обратятся.

——————————-

<1> ч. 5 ст. 15 Закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ; п. 1 ст. 1183 ГК РФ

<2> ст. 2 СК РФ

<3> Определение ВС от 25.05.2015 N 309-КГ15-4768

<4> ст. 183 ТК РФ; п. 1 ст. 1183 ГК РФ

<5> п. 61 Порядка, утв. Приказом Минздравсоцразвития от 29.06.2011 N 624н

<6> Письмо ФСС от 08.07.2015 N 02-09-11/15-11127

<7> ст. 1114, пп. 2, 3 ст. 1183 ГК РФ

Впервые опубликовано в журнале “Главная книга” 2015, N 22

ЧЬИ РАЗЪЯСНЕНИЯ ОСВОБОДЯТ ПЛАТЕЛЬЩИКОВ ВЗНОСОВ ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

М. Суховская

Нередко плательщики не уверены, начислять ли им взносы в той или иной ситуации или нет. В этом случае для подстраховки они могут:

<или> направить письменный вопрос в уполномоченный орган и получить свой личный ответ <1>. По общему правилу такие запросы должны рассматриваться в течение 30 календарных дней со дня их регистрации в ведомстве <2>;

<или> воспользоваться разъяснениями, данными неопределенному кругу лиц и опубликованными в справочно-правовых базах или СМИ. Характерный пример таких разъяснений – различные подборки ответов на вопросы по порядку начисления и уплаты взносов <3>.

Внимание! Следование письменным разъяснениям не освобождает плательщика взносов от уплаты недоимки, выявленной контролирующими органами.

Примечание. Кстати, в налоговых спорах суды часто расценивают размещенные в правовых базах или СМИ разъяснения как адресованные неопределенному кругу лиц, даже когда подобные публикации являются ответами на запросы конкретных плательщиков <4>.

Напомним, что исполнение письменных разъяснений уполномоченных органов <5>:

– является обстоятельством, исключающим вину плательщика взносов;

– освобождает его от пеней и штрафов.

При этом дата издания разъясняющего документа значения не имеет, главное – чтобы по смыслу и содержанию он относился к тому отчетному периоду, когда было совершено нарушение.

Посмотрим, на разъяснения каких ведомств можно ориентироваться при исчислении и уплате страховых взносов.

* * *

Что же касается взносов “на травматизм”, то по ним уполномочен давать разъяснения ФСС и его отделения <12>. При этом в Законе о “несчастном” страховании отсутствует перечень обстоятельств, исключающих вину плательщика взносов.

Поэтому не исключено, что в спорных ситуациях следование разъяснениям ФСС от пеней и штрафов не спасет. Судебных решений по этому поводу нам найти не удалось.

——————————–

<1> пп. 1, 2 ч. 1 ст. 28 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (далее – Закон N 212-ФЗ)

<2> ч. 1 ст. 12 Закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ

<3> см., например, Письма ФСС от 14.04.2015 N 02-09-11/06-5250; ПФР N НП-30-26/9660, ФСС N 17-03-10/08-2786П от 29.07.2014

<4> Постановления Президиума ВАС от 30.11.2010 N ВАС-4350/10; АС МО от 02.02.2015 N Ф05-16586/2014; ФАС МО от 14.05.2014 N Ф05-3824/14; ФАС СЗО от 18.04.2012 N А42-4511/2011

<5> ч. 9 ст. 25, п. 3 ч. 1 ст. 43 Закона N 212-ФЗ; Постановление 17 ААС от 16.03.2015 N 17АП-1438/2015-АК

<12> ст. 3, подп. 9 п. 2 ст. 18 Закона от 24.07.98 N 125-ФЗ

Полный текст статьи читайте в журнале “Главная книга” 2015, N 22

РАБОТОДАТЕЛИ ПОМОГУТ НАЛОГОВИКАМ ВЗЫСКАТЬ ДОЛГИ С РАБОТНИКОВ

21 октября

Л. Елина

Письма ФНС от 21.10.2015 N ГД-4-8/18401@ (далее – Письмо N ГД-4-8/18401@), от 21.10.2015 N ГД-4-8/18402@ (далее – Письмо N ГД-4-8/18402@)

ФНС разработала четкий порядок действий по взысканию с граждан-непредпринимателей долгов по имущественным налогам – налогу на имущество, транспортному и земельному. Причем в процессе “выбивания” таких долгов из физических лиц теперь будут участвовать и работодатели. Есть два документа о налоговых долгах работников, с которыми может столкнуться организация или предприниматель.

ДОКУМЕНТ 1. Сообщение о налоговых долгах работников. Сразу скажем, что этот документ не влечет для вас никаких обязанностей. Таким сообщением инспекция лишь просит довести информацию о сумме налоговой задолженности до конкретных работников <1>.

Наименование объекта налогообложения и его характеристики (например, марка автомобиля, его мощность или же местонахождение земельного участка и его кадастровая стоимость) указываться не должны. Сделано это для того, чтобы не нарушать Закон о персональных данных и не разглашать налоговую тайну.

Подобное сообщение означает, что работнику ранее уже были выставлены:

– уведомление об уплате налога, по которому он вовремя не уплатил;

– требование об уплате налога (и иных налоговых долгов), которое он также вовремя не исполнил.

В случае возникновения у работника каких-либо вопросов передайте ему телефон контактного лица, указанный в сообщении <1>. Если захотите, можете объяснить работнику, что раз он попал в такой список, значит, налоговики будут взыскивать с него долги в судебном порядке <2>. Больше ничего делать не нужно.

Какой-либо ответственности за неинформирование работников об их налоговых долгах нет. А удерживать налоговые долги из зарплаты работников на основании такого сообщения вы не только не должны, но и не имеете права.

Примечание. Наверняка работник и сам знает об имеющихся долгах. Так, если долг работника составляет более 10 000 руб. (для Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга – более 50 000 руб.) и он не погашен в указанные в требовании сроки, то инспекция может напомнить о них работнику по телефону <3>. Причем для установления телефонного номера налоговики могут использовать любые источники.

ДОКУМЕНТ 2. Исполнительный лист (вступивший в силу судебный приказ) о взыскании налоговых долгов. Этот документ для работодателя уже не просто уведомительный. Руководствуясь им, нужно удержать из зарплаты работника указанную сумму и перечислить ее на счет, который указан в заявлении, сопровождающем исполнительный лист (судебный приказ) <4>.

Инспекция может направить работодателю исполнительный документ, только если сумма налоговой задолженности работника не превышает 25 000 руб. <5>

РАССКАЗЫВАЕМ РАБОТНИКУ
Для удержания долгов по исполнительному документу не требуется согласие работника.

Учтите, что при удержании из зарплаты налоговых долгов действуют определенные ограничения <6>:

– так, по общему правилу может быть удержано не более 50% заработной платы и иных доходов. Причем размер удержания исчисляется от суммы, оставшейся после удержания НДФЛ <7>. Если же с работника удерживаются еще и алименты на несовершеннолетних детей (суммы в возмещение вреда, причиненного здоровью, возмещение вреда в связи со смертью кормильца и возмещение ущерба, причиненного преступлением), то общий размер удержания не может превышать 70% <8>;

– есть виды доходов, с которых нельзя удерживать что-либо. К примеру, это компенсации, выплачиваемые организацией в связи с рождением ребенка, со смертью родных, с регистрацией брака <9>.

Если за 1 месяц не удастся полностью удержать налоговую задолженность, то вы продолжите это делать в следующем месяце и далее – до тех пор, пока не удержите полную сумму, указанную в исполнительном листе/судебном приказе <10>.

Если вы решите не выполнять требования по удержанию налоговых долгов, то налоговики будут ждать 2 месяца, а потом сообщат в службу судебных приставов о неисполнении вами судебных актов <11>. За неправомерное неисполнение требований исполнительного документа возможен штраф <12>:

– для организации – от 50 000 до 100 000 руб.;

– для должностных лиц – от 15 000 до 20 000 руб.

——————————-

<1> Письмо N ГД-4-8/18401@ (п. 6)

<2> Письмо N ГД-4-8/18401@ (п. 7)

<3> Письмо N ГД-4-8/18401@ (п. 5)

<4> п. 2 ст. 9 Закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ (далее – Закон N 229-ФЗ)

<5> Письма N ГД-4-8/18401@ (п. 9), N ГД-4-8/18402@ (п. 10); п. 1 ст. 9 Закона N 229-ФЗ

<6> ст. 99 Закона N 229-ФЗ

<7> пп. 1, 2 ст. 99 Закона N 229-ФЗ; ст. 138 ТК РФ

<8> п. 3 ст. 99 Закона N 229-ФЗ; ст. 138 ТК РФ

<9> абз. “в” подп. 8 п. 1 ст. 101 Закона N 229-ФЗ

<10> п. 3 ст. 98 Закона N 229-ФЗ

<11> Письмо N ГД-4-8/18402@ (п. 11)

<12> ч. 3 ст. 17.14 КоАП РФ

Впервые опубликовано в журнале “Главная книга” 2015, N 23

НЮАНСЫ СОСТАВЛЕНИЯ ГРАФИКА ОТПУСКОВ НА 2016 ГОД

Е. Шаповал

График отпусков на 2016 г. должен быть утвержден не позднее 17 декабря <1>. При его составлении нередко возникают вопросы, в частности: нужно ли включать в график тех сотрудников, которые еще не заработали право на отпуск, что делать, если отпуска работнику предоставляются неравномерно, как включить в график работника, который уже использовал отпуск авансом, как отразить неиспользованные дни отпуска за прошлые годы?

Если работник еще не заработал отпуск

Если на начало следующего календарного года новый сотрудник отработает менее 6 месяцев, его все равно нужно включить в график. Ведь его рабочий год, до окончания которого вы обязаны предоставить ему отпуск, завершится раньше окончания следующего календарного года <2>.

Рабочий год – это каждые 12 месяцев с первого дня работы сотрудника в вашей организации.

Поэтому при составлении графика нужно запланировать такому работнику отпуск так, чтобы в 2016 г. он отгулял его до окончания своего рабочего года.

Если отпуска предоставляются неравномерно

Начало отсчета первого рабочего года каждого работника начинается с первого дня его работы в вашей организации. Поэтому у каждого сотрудника свой рабочий год, который, как правило, не совпадает с календарным годом. И может получиться так, что:

Внимание! В график отпусков нужно включать всех работников, которые работают в организации по трудовым договорам.

<или> по графику в течение 2016 г. работнику будут предоставлены отпуска за 2 рабочих года. Например, работник поступил на работу 1 июля 2015 г. Отпуск за первый рабочий год (1 июля 2015 г. – 30 июня 2016 г.) по графику ему будет предоставлен в мае 2016 г., а за второй рабочий год (1 июля 2016 г. – 30 июня 2017 г.) – в декабре 2016 г.

Тогда в графике отпусков на 2016 г. напротив фамилии работника в примечании (графа 10 формы N Т-7 <3>, если вы взяли за основу унифицированную форму) нужно указать, за какие рабочие годы предоставляется отпуск;

<или> в график не попадет ни одного отпуска. Например, работник поступил на работу 1 декабря 2014 г. На основании графика отпусков на 2015 г. отпуск за первый рабочий год (1 декабря 2014 г. – 30 ноября 2015 г.) был предоставлен ему в мае 2015 г. А за второй рабочий год (1 декабря 2015 г. – 30 ноября 2016 г.) отпуск по графику попадает на декабрь 2015 г. В 2016 г. графиком не предусмотрено предоставление отпуска работнику. В такой ситуации в графике отпусков на 2016 г. напротив фамилии работника в примечании (графа 10 формы N Т-7) укажите, что отпуск за период с 1 декабря 2015 г. по 30 ноября 2016 г. был полностью использован в 2015 г.

Если работник отгулял отпуск авансом

Полный отпуск положен работнику за 12 месяцев (рабочий год). Отпуск за первый год работы вы обязаны предоставить работнику после 6 месяцев непрерывной работы и до окончания первого года работы. Если у работника появилось право получить полный отпуск раньше, чем он отработает 6 месяцев (например, если он совместитель), или же вы предоставили ему отпуск до истечения 6 месяцев работы по его просьбе, значит, отпуск за текущий рабочий год ему был предоставлен авансом <4>. И до конца первого рабочего года он уже не может взять отпуск.

Примечание. Как посчитать количество дней отпуска “за вредность” пропорционально отработанному времени, читайте: ГК, 2014, N 19, с. 66

Отпуск за второй и каждый последующий год работы вы можете предоставить работнику в любое время после начала соответствующего рабочего года согласно опять же графику отпусков <5>.

Если у работника есть неиспользованные отпуска за прошлые годы

При составлении графика отпусков нужно определить, на какое количество дней отпуска каждый из работников имеет право за свой рабочий год в будущем календарном году. Причем если часть рабочего года сотрудника приходится на этот год, а часть – на 2016 г., то это не означает, что в графике нужно указывать количество дней отпуска пропорционально месяцам рабочего года, приходящимся на 2015 г. и 2016 г. соответственно.

Ведь ТК РФ не предусматривает пропорциональное предоставление ежегодного отпуска. Он предоставляется в полном объеме независимо от стажа <5>. Исключение – дополнительный отпуск “за вредность”. Полный отпуск “за вредность” положен работнику за 11 месяцев работы во вредных условиях <6>. Если на момент предоставления такого отпуска “вредного” стажа меньше, то дополнительный отпуск надо предоставить пропорционально отработанному во вредных условиях времени <7>.

Примечание. Также пропорцию нужно рассчитывать, если работник увольняется. Тогда вы либо компенсируете ему неотгулянные дни отпуска <8>, либо удерживаете из зарплаты деньги за отгулянные, но не отработанные дни отпуска <9>.

Поэтому в графике отпусков вам нужно указать общее количество дней отпуска, на которые работник имеет право за свой очередной рабочий год (в графе 5 формы N Т-7).

Для этого нужно учесть продолжительность как основного, так и дополнительных отпусков, которые положены работнику по Трудовому кодексу РФ, коллективному договору и локальному нормативному акту организации <10>.

Если по тем или иным причинам у работника есть неиспользованные дни ежегодных отпусков за предыдущие рабочие годы, то их можно предоставить:

<или> по графику отпусков в 2016 г. Тогда их нужно прибавить к дням очередного ежегодного отпуска работника и отразить в графике (в графе 5 формы N Т-7);

<или> по заявлению работника. В этом случае время их использования будет определяться по соглашению с работодателем <11>.

* * *

После утверждения график отпусков нужно довести до сведения работников. Помимо этого, каждого работника нужно извещать под роспись о дате начала отпуска не позднее чем за 2 недели <12>.

——————————–

<1> ст. 123 ТК РФ

<2> ст. 122 ТК РФ

<3> утв. Постановлением Госкомстата от 05.01.2004 N 1

<4> статьи 122, 123 ТК РФ

<5> ст. 122 ТК РФ

<6> ст. 121 ТК РФ; п. 8 Инструкции, утв. Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 21.11.75 N 273/П-20

<7> Письмо Роструда от 18.03.2008 N 657-6-0

<8> ст. 127 ТК РФ

<9> ст. 137 ТК РФ

<10> статьи 115, 120, 121 ТК РФ

<11> Письмо Роструда от 01.03.2007 N 473-6-0

<12> ст. 123 ТК РФ; Письмо Роструда от 22.03.2012 N 428-6-1 (п. 4)

Впервые опубликовано в журнале “Главная книга” 2015, N 23

НУЖНО ЛИ ПРЕДСТАВЛЯТЬ НАЛОГОВИКАМ РЕГИСТРЫ БУХУЧЕТА

Л. Елина

Примечание. Тему статьи предложила Елена Владимировна Ткаченко, главный бухгалтер ООО “Молпродкомплект”, г. Барнаул.

Кроме первичных документов, налоговики при проведении выездных и камеральных налоговых проверок могут потребовать представить им и регистры, причем не только налогового учета, но и бухгалтерского. Насколько законно истребование инспекцией регистров бухучета?

Камеральная проверка: когда налоговики вправе истребовать бухучетные регистры

(!) Основные правила истребования документов при проведении камеральной проверки закреплены в ст. 88 НК РФ. И там прямо не предусмотрено представление проверяющим бухгалтерских регистров.

В то же время в 2012 г. Высший арбитражный суд указал, что налоговый орган вправе истребовать любые документы, подтверждающие достоверность данных проверяемой декларации, если в ходе ее камеральной проверки выявлены несоответствия между этими данными и сведениями, содержащимися в имеющихся у инспекции документах, полученных ею в ходе налогового контроля <1>.

Важно лишь, чтобы истребуемые документы имели непосредственное отношение к выявленным ошибкам <2>.

(+) Если ошибок, противоречий и несоответствий при камеральной проверке не было обнаружено, то инспекторы не могут требовать от налогоплательщика представления дополнительных документов <3> (в том числе и регистров бухучета). Так, однажды суд указал, что поскольку при камеральной проверке не было выявлено ошибок и противоречий, то инспекция не имела права запрашивать оборотно-сальдовые ведомости <4>.

Внимание! Документы инспекция может требовать лишь тогда, когда обнаруженные ею несоответствия и противоречия указывают на занижение суммы НДС к уплате или на завышение суммы налога к возмещению <5>.

(!) При проведении камеральной проверки НДС-декларации с 2015 г. Налоговый кодекс дает проверяющим прямую возможность истребовать первичные и иные документы в случае выявления ошибок, несоответствий и противоречий <5>.

Поскольку Налоговый кодекс делает упор на возможность истребования документов, отличных от первичных, правомерность истребования регистров бухучета не должна вызывать споров. Главное – чтобы такие регистры имели отношение к указанным в декларации операциям.

(!) По разъяснениям налоговой службы, данным в 2012 г., налоговые органы при проведении камеральной проверки НДС-декларации не вправе истребовать у налогоплательщика отчеты или аналитические справки (обобщения), не являющиеся первичными бухгалтерскими документами <6>. Исходя из этого, некоторые бухгалтеры делают вывод, что в рамках камеральной проверки НДС-декларации инспекторы вообще не могут запрашивать бухучетные регистры, ведь к первичным документам они не относятся. Однако это не так – просто эти разъяснения надо правильно понимать.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ
ТАРАКАНОВ СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ – Советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

“В Письме ФНС России от 13.09.2012 N АС-4-2/15309@ идет речь о том, что в число документов, которые не могут истребоваться в принципе при проведении камеральной проверки, входят документы, для составления которых налогоплательщик должен провести определенную работу, например по систематизации и анализу информации.

Понятно, что регистры налогового и бухгалтерского учета к этим документам не относятся, ведь такие регистры уже есть в организации. Подход, в который заложена принципиальная возможность истребования регистров бухучета, основан на общем правиле о том, что налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в числе прочего документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов <7>.

Упомянутые рекомендации, данные налоговой службой в 2012 г., достаточно универсальны и не противоречат нормам ст. 88 НК РФ, предусматривающей при определенных условиях право налогового органа запрашивать регистры учета при проведении камеральных проверок”.

Как видим, инспекторы могут истребовать у налогоплательщиков регистры бухгалтерского учета. Но только в случае обнаружения в проверяемой декларации ошибок, несоответствий и противоречий.

Примечание. Также налоговики вправе требовать любые документы, в том числе и регистры бухучета, если они подтверждают право на налоговые льготы, заявленные в декларации <8>. Но это редкий случай.

Выездная проверка: истребование регистров бухучета тоже возможно

(!) При проведении выездной проверки по какому-либо налогу (к примеру, по НДС, по налогу на прибыль, по налогу на имущество) инспекторы могут изучать, в частности, и регистры бухучета.

Так, в рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок <9>, разработанных на основе норм ст. 89 НК, инспекторам предписано анализировать практически все документы, имеющие отношение к предмету проверки. В числе прочего указаны и приказ об учетной политике, и рабочий план счетов бухучета, и утвержденные формы регистров бухучета (главные книги, журналы учета хозяйственных операций, журналы-ордера, ведомости и др.) <10>. По каждому нарушению в акте проверки в случае необходимости должен быть указан порядок отражения операций в регистрах бухгалтерского и налогового учета <11>.

(!) Судебная практика подтверждает правомерность требований инспекторов представить им регистры бухучета в случаях, если они имеют отношение к предмету проверки <12>. Один из арбитражных судов указал, что в организации подтверждением данных учета по налогу на прибыль являются первичные учетные документы и регистры бухгалтерского учета <13>. Следовательно, все документы, содержащие информацию, которая может быть использована инспекцией при проведении проверки, она имеет право требовать <14>.

(+) Если же ваша организация не ведет те или иные регистры бухучета, то даже если налоговики будут их требовать, не спешите создавать несуществующие регистры. Направьте в инспекцию те регистры, которые у вас есть. А по несуществующим сделайте письменное пояснение, что конкретно эти запрошенные регистры бухгалтерского учета в соответствии с утвержденной учетной политикой ваша организация не ведет. Штрафа за непредставление таких документов быть не должно <15>.

В одном из споров рассматривался случай, когда инспекция в рамках выездной проверки запросила расшифровку строк форм бухгалтерской отчетности. Организация такую расшифровку не представила, и инспекция затребовала с нее штраф в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ <16>. Однако суд счел, что такие расшифровки не относятся ни к первичным документам, ни к регистрам бухгалтерского учета и не служат основанием для исчисления налогов. Поэтому у организаций нет обязанности их представлять. А значит, штрафовать организацию не за что <17>.

(!) При выездной проверке инспекция иногда требует представить заверенные копии документов уже после того, как видела вживую их подлинники. Некоторые бухгалтеры считают, что раз документы уже были представлены инспекции для ознакомления, то их повторный запрос незаконен <18>. Однако это не так. Во-первых, допуск проверяющих к ознакомлению с оригиналами документов не равнозначен представлению им таких документов. А во-вторых, даже если бы инспекция взяла ваши документы к себе, а затем вернула, она имеет право истребовать копии таких документов <18>.

* * *

Напомним, что по общему правилу для представления документов дается 10 рабочих дней со дня получения требования <19>. За необоснованный отказ или непредставление документов в установленные сроки инспекция может оштрафовать на 200 руб. за каждый непредставленный документ <20>. А на руководителя (главного бухгалтера) могут наложить административный штраф в размере от 300 до 500 руб. <21>

——————————–

<1> Постановление Президиума ВАС от 15.03.2012 N 14951/11

<2> Постановление ФАС ПО от 07.03.2012 N А12-13971/2011

<3> Постановления Президиума ВАС от 11.11.2008 N 7307/08; ФАС МО от 28.04.2012 N А40-87461/11-99-409, от 07.04.2010 N КА-А40/3003-10

<4> Постановление ФАС ПО от 10.09.2013 N А65-406/2013

<5> п. 8.1 ст. 88 НК РФ

<6> Письмо ФНС от 13.09.2012 N АС-4-2/15309@

<7> подп. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ

<8> п. 6 ст. 88 НК РФ

<9> утв. Письмом ФНС от 25.07.2013 N АС-4-2/13622

<10> п. 5.1 Рекомендаций по проведению выездных налоговых проверок, утв. Письмом ФНС от 25.07.2013 N АС-4-2/13622

<11> подп. “а”, “б” п. 3.2 Требований (приложение N 24 к Приказу ФНС от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@)

<12> см., например, Постановление ФАС СЗО от 28.02.2013 N А13-3557/2012

<13> Постановление ФАС ЦО от 30.07.2013 N А64-5847/2012

<14> Постановления Президиума ВАС от 05.02.2013 N 11890/12, от 08.04.2008 N 15333/07; 9 ААС от 28.01.2015 N 09АП-54933/2014; ФАС МО от 13.02.2014 N А40-8274/13, от 09.09.2013 N А40-149427/12-140-1074

<15> Письмо Минфина от 25.01.2012 N 07-02-06/10

<16> п. 1 ст. 126 НК РФ

<17> Постановление АС МО от 09.02.2015 N А40-32972/14

<18> п. 5 ст. 93 НК РФ

<19> п. 6 ст. 6.1, п. 3 ст. 93 НК РФ

<20> ст. 126 НК РФ

<21> статьи 2.4, 15.6 КоАП РФ

http://www.consultant.ru/law/consult/gk2015-12-18.html
© КонсультантПлюс, 1992-2016


Прокомментировать

 
заказ документа
задать вопрос
300‒12‒10
8 (800) 200‒12‒10
Оставить отзыв


Интервью управляющего Ростовским региональным отделением Фонда социального страхования Татьяна Рагель.




ПРАВОВЫЕ РЕСУРСЫ


Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
© 1993-2017 «Компьютер Инжиниринг»
344018, г. Ростов-на-Дону, ул. Текучёва, д. 234, 4‒й этаж
Тел./факс: (863) 300‒12‒10
Оставить отзыв
×