Консультант плюс лого

Аналитическая записка

Аналитическая записка для руководителя 33


Комитенты налоговая выгода

Для кого (для каких случаев): Для случаев налоговой выгоды от работы с комитентом.
Сила документа: Определение Верховного Суда РФ.
Схема ситуации:
Задумался как-то, ещё в 2011 году, ИП над своей жизнью. Думал ИП, возможно, так. Ну, наторгую я на 118 рублей, в них НДС – 18 рублей. А сам товар я купил за 106 рублей с копейками, в них НДС – около 16 рублей. Прибыль 12 рублей (118 – 116). НДС к уплате – 18 рублей, НДС к вычету около 16 рублей. Итого отдам в бюджет НДС – 2 рубля. Останется у меня 10 рублей. Из них отдам НДФЛ – останется 8 рублей 70 копеек. Это в идеале. А если придётся закупать товар без НДС за те же 106 рублей? Прибыль так и останется 12 рублей, но со 118 рублей придётся отдать 18 рублей НДС. Этак у меня сразу убыток в 6 рублей получается (12 – 18)! Нет, надо с этим что-то делать. Можно, конечно, самому уйти с общего режима налогообложения на УСН 15% (доходы минус расходы). Тогда из прибылей в 12 рублей у меня вычитается только налог по УСН в 15%, а это те же 2 рубля. И у меня остается 10 рублей и никакие товары без НДС мне не страшны. Но через УСН большую выручку не прогонишь – ограничения. Опять, надо думать. И решил ИП осуществить вот такую схему. Найду-ка я несколько верных товарищей, и пусть каждый из них станет ИП на УСН 15%. Пусть каждый из этих верных мне ИП продаёт товара ровно на столько, чтобы не вылететь с УСН. Не буду я ребят лишней работой грузить. Чего им самим бегать, продавать. Сделаем их комитентами. Они будут закупать товар, и передавать его мне на комиссию, за вознаграждение. Допустим, они купят товар за 105 рублей и без НДС. А мне передадут его на комиссию за 106 рублей. Я продам этот товар за 118 рублей. И моя комиссия будет 12 рублей. С этой комиссии отдам в бюджет 2 рубля НДС, останется 10 рублей. Отдам НДФЛ 13% с 10 рублей, останется 8 рублей 70 копеек. А если бы я сам купил этот товар без НДС, то имел бы 6 рублей убытка. А так 8 рублей 70 копеек в кармане! Ребята ИП заплатят свои 15 копеек с оставшегося у них 1 рубля и всё. Так. От беготни по продаже товара я ребят избавил. А зачем им мучиться и бегать, закупая этот товар? Не буду я хороших людей напрягать. Товар ведь надо постоянно и бесперебойно закупать, а откуда у бедных ИП деньги? Вот пусть бедные, но верные мне ИП закупку поручат солидной фирме. И солидная фирма будет их агентом! А ИП будут – принципалами. Фирма, по поручению ИП, закупит товар и передаст его им. Верные ИП сдадут этот товар на комиссию мне – простому ИП на общем режиме налогообложения. Я как продам товар, так сразу перечислю деньги моим верным ИП-комитентам. А они, как получат деньги, так сразу и расплатятся со своим агентом – солидной фирмой.
Схема получилась изящной и работоспособной. Не один год наш ИП спасался от лишнего НДС с помощью верных оруженосцев, своих ИП. Но наступили дни перемен. К ИП пришла налоговая проверка. И посыпались неприятные вопросы ко всем участникам талантливой схемы. Вот как должен комиссионер хранить товары, которые он получил от разных комитентов? Наверное, отдельными кучками. Чтобы видеть – чей товар продался и сколько его осталось. Ну, чтобы всё можно было сверить и показать, например, тому же комитенту: вот, сколько твоего товара мы продали и вот его остаток, если хочешь, пересчитай сам. Но на складе все товары лежали строго по ассортименту. Где и чей лежит товар, от какого он комитента, этого понять было совершенно невозможно. Эта лёгкая бесхозяйственность как-то насторожила налоговую проверку. Вызвали на допрос всех верных ИП-комитентов. Задали им первый вопрос: скажите, сколько вам должен ваш ИП, которому вы даёте товар на комиссию? Верные ИП-комитенты не смогли назвать даже приблизительной суммы долга, хотя на этот момент ИП-комиссионер задолжал им более 200 миллионов рублей. Складывалось впечатление, что ИП-комитенты вообще не знали о существовании этого долга. Стала проверка забрасывать верных ИП другими вопросами. Как вы определяли, какой товар надо закупать? Как вы устанавливали комиссионеру цены на товар? Внятных ответов не было. Выяснилось, что у каждого верного ИП есть своя отдельная нормальная работа, на которой они заняты весь свой обычный рабочий день. Поэтому реально вот этими куплями-продажами заниматься им некогда. Проверка почитала договора верных ИП с солидной фирмой, которая закупала для них товары. В договорах было записано, что агент (фирма) закупает товары за счёт принципалов (верных ИП). Агент закупает товар после 100% предоплаты от принципалов. Но выходило, что в основном агент (фирма) закупала товар за свои деньги, тем самым кредитовала верных ИП (принципалов). В какой-то момент долг верных ИП (принципалов) перед фирмой (агентом) приблизился к 70 миллионам рублей. Такая забота агента о своих принципалах очень тронула сердца проверяющих. Не часто в наше время можно встретить такую твёрдую веру в людей. Особенно в таких суммах. Дальше – больше. Оказалось, что наш ИП разгрузил своих надёжных ребят не только от вопросов закупки, продажи и оплаты. Наш ИП полностью взял на себя все хлопоты по ведению документооборота верных ИП и их бухгалтерского учёта. Проверка внимательнее присмотрелась к верным ИП и оказалось, что все они тесно связаны с нашим ИП. Кто рабочими отношениями, кто родственными. И это понятно – только близким людям можно доверять такую серьёзную работу как ничего не делать. В итоге налоговая проверка решила, что в схеме «Товар» – «Верные ИП» – «Наш ИП» есть лишнее звено. И это лишнее звено – «Верные ИП». Поэтому налоговая проверка взяла новую, более простую, схему «Товар» – «Наш ИП» и пересчитала по ней налоги за несколько лет. То есть взяла НДС не с вознаграждения в 12 рублей за реализацию комиссионного товара, а со всей суммы реализации со 118 рублей. Ну и НДФЛ пересчитали не с 10 рублей, а со 100 рублей. А поскольку обороты были многомиллионные, то в итоге получилось, что наш ИП должен в бюджет что-то в районе 133 миллионов рублей. Сумма весьма серьёзная. И наш ИП пошёл спорить с налоговой инспекцией в суды. Все суды встали на сторону налоговой проверки. Наш ИП дошёл до Верховного Суда РФ, но и здесь ему отказали. Верховный Суд РФ сказал, что предыдущие суды были правы.
Выводы и Возможные проблемы:
Проверку закончили в конце 2015 года. Суды начались в 2016. И вот в 2017 Верховный Суд РФ поставил в этом деле точку. А если бы на тот момент уже работала бы статья 54.1 Налогового Кодекса, то всё могло бы сложиться иначе. По ней это дело бы сразу прихлопнули. Тут тебе и основная цель сделок – уменьшение налогов. Тут тебе и искажение фактов хозяйственной деятельности. Тут тебе и исполнение обязательств по сделке лицами, которые не являются стороной сделки. Кстати, эта схема описана в Письме ФНС России от 13.07.2017 N ЕД-4-2/13650@ про выявление умысла, направленного на неуплату налогов. Рассказано как её выявлять и наказывать.
Строка для поиска в КонсультантПлюс:
«Комитенты Налоговая Выгода».
Цена вопроса:
«Чуть» более 133 миллионов рублей.

Дробление бизнеса

Для кого (для каких случаев): Для случаев дробления бизнеса.
Сила документа: Наш анализ одной ситуации.
Схема ситуации:
Работники организации выполняют на своих рабочих местах какие-то ремонтные работы. Причём до обеда они работают как работники организации. А после обеда они работают как ИП на себя. И своё рабочее место с оборудованием они арендуют у своей же организации. Стало интересно: такое дробление бизнеса попадает под новую статью 54.1 Налогового Кодекса РФ? Под тот пункт, который гласит, что будет вам счастье, если «основной целью совершения сделки (операции) не являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет (возврат) суммы налога». Тут явно нет попытки заменить труд сотрудников трудом ИП. Организация ничего не платит ИП-сотрудникам за работу после обеда, наоборот она получает от них плату за аренду рабочих мест и оборудования. Вся «послеобеденная» выручка уходит ИП-сотрудникам. Аналогия с торговыми сетями, которые делят площади между «своими» ИП тоже неуместна. Как правило «свои» ИП у торговых сетей реализуют товар сети по договору поручения. В нашем случае ИП-сотрудники «после обеда» реализуют свои услуги, а могут и не реализовывать – это их свободный выбор. Лишь бы платили аренду за использование рабочего места и оборудования. Проверка может решить, что организация уменьшает объём своей выручки, чтобы не вылететь с УСН. Если выручка организации приближалась к «порогу» УСН, а после введения «разделения труда» выручка заметно упала, то это уже сильный козырь для того, чтобы наказать организацию. Проверка может добавить ей всю выручку «послеобеденных» работ и пересчитать налоги заново. Но тут проверка должна будет доказать, что ИП-сотрудники как-то передавали часть своей выручки организации. Или ИП-сотрудники и организация с какой-то целью как-то объединяли свои денежные средства. Если организации не грозит вылет с УСН при суммировании её выручки и выручки ИП-сотрудников, то проверка может зайти с другого края. Организация за сотрудников платит НДФЛ и стразовые взносы. Уйдя в ИП, сотрудники экономят организации НДФЛ и страховые взносы. Но это сомнительная экономия – организация теряет «послеобеденную» выручку. Вместо этой выручки организация получает арендную плату. Если получение арендной платы менее прибыльно, чем выручка с сотрудников, то вопрос о налоговой выгоде отпадает. Никакой экономии организация в итоге не имеет. Конечно, же, проверку заинтересует вопрос: чьи материалы используют сотрудники «после» обеда. Как ведётся их раздельный учёт и хранение? Кто и где закупает эти материалы? Опять же пойдут вопросы про раздельный учёт выручки, про ведение бухгалтерии: сами ИП-сотрудники ведут учёт «послеобеденной» работы или за них это делает бухгалтерия организации. Но главным останется вопрос: какая от этого «разделения» выгода самой организации? Кроме экономии на налогах. Увеличилась прибыль организации? Увеличилось количество клиентов? Захватили рынок? Таким способом удалось удержать ценных сотрудников? До обеда обслуживаются только клиенты организации, а после обеда обслуживаются «личные» клиенты сотрудников? Где раздельные списки обслуживаемых клиентов? Если не удастся доказать (документально) хоть ещё одну выгоду от «разделения труда», кроме снижения налогов, то применение статьи 54.1 гарантировано. По результатам проверки будут суммирование выручки и пересчёт налогов.
Выводы и Возможные проблемы:
Дробление бизнеса надо обосновать бизнес-целями, а не только экономией на налогах. И многое в этом споре с налоговой проверкой зависит от нюансов работы конкретной организации.
Строка для поиска в КонсультантПлюс:
«Дробление бизнеса».
Цена вопроса:
Суммирование выручки всех участников схемы и пересчёт налогов на одного.


Прокомментировать

 
заказ документа
задать вопрос
300‒12‒10
8 (800) 200‒12‒10
ВЫПУСКИ ГАЗЕТЫ
"КОНСУЛЬТАНТ ПО-РОСТОВСКИ"
© 1993-2018 «Компьютер Инжиниринг»
344018, г. Ростов-на-Дону, ул. Текучёва, д. 234, 4‒й этаж
Тел./факс: (863) 300‒12‒10
Оставить отзыв
×