Консультант плюс лого

Интервью руководителя Региональной службы по надзору и контролю в сфере образования Ростовской области Надежды Владимировны Толстик

Сегодня мы беседуем с руководителем Региональной службы по надзору и контролю в сфере образования Ростовской области Надеждой Владимировной Толстик. Мы обратились к Надежде Владимировне с просьбой ответить на вопросы, поступившие от предпринимателей, руководителей образовательных учреждений и родителей.

Надежда Владимировна, по каким направлениям работает Региональная служба по надзору и контролю в сфере образования Ростовской области?

В соответствии с действующим законодательством Ростобрнадзор осуществляет переданные Российской Федерацией полномочия в сфере образования. В рамках своей деятельности мы проводим проверки образовательных организаций, оказываем государственные услуги по лицензированию и государственной аккредитации, подтверждаем документы об образовании и о квалификации, об ученых степенях, званиях посредством проставления апостиля. Помимо этого, в целях повышения эффективности осуществления переданных полномочий в сфере образования нами регулярно проводятся информационно-методические семинары, вебинары в online режиме, консультации для участников образовательного процесса.

Как региональные власти контролируют образовательную деятельность на Дону?

Для Ростобрнадзора основным механизмом контроля является проведение ежегодных плановых проверок в отношении образовательных организаций и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования по трем контрольно-надзорным направлениям – это федеральный государственный контроль качества образования, федеральный государственный надзор в сфере образования и лицензионный контроль. Плановые проверки проводятся на основании приказов Ростобрнадзора о проведении проверок в сроки, установленные ежегодным планом проверок и в отношении тех образовательных организаций и органов местного самоуправления, которые указаны в данном плане.

Каковы итоги проведения в 2017 году проверок образовательных организаций. Какие были выявлены нарушения?

Одной из наиболее важных задач, стоящих перед нами, является выполнение ежегодного плана проверок. По итогам 2017 года этот показатель составил 100%. Нами было проведено более 700 проверок.

Наиболее часто выявленными в ходе проверок нарушениями были:

  • нарушения порядка приема в образовательные организации;
  • несоблюдение образовательными организациями требования информационной открытости, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет»;
  • несоответствие локальных нормативных актов законодательству РФ об образовании и Уставу образовательной организации;
  • несоответствие условий договоров об образовании требованиям законодательства РФ об образовании;
  • нарушения правил оказания платных образовательных услуг;
  • грубые нарушения лицензионных требований и условий, в частности, несоответствие уровня квалификации педагогических работников требованиям;
  • осуществление образовательной деятельности по новым адресам или по новым программам без предварительного переоформления лицензии;
  • нарушение требований образовательных стандартов.

В целях предупреждения всего спектра нарушений, выявляемых в деятельности образовательных организаций, Ростобрнадзором активно ведется профилактическая работа:

  • проводятся информационно-методические семинары;
  • осуществляется консультирование участников образовательного процесса по вопросам, возникающим в ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий;
  • по итогам проведенных проверок направляются информационные письма учредителям организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
  • на официальном сайте Ростобрнадзора и в СМИ публикуются разъяснения по вопросам контрольно-надзорной деятельности и типичным нарушениям законодательства в сфере образования;
  • на официальном сайте в открытом доступе также опубликованы информационно-справочные пособия, содержащие разъяснения требований законодательства в сфере образования, порядка организации и проведения лицензионного контроля.)

Вы сказали, что одним из нарушений является нарушение порядка приема. А на каком основании дошкольная образовательная организация может отказать в приеме воспитанника?

В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест (п. 5 Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 08.04.2014 № 293).

В случае отсутствия мест родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую образовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования (в частности, в министерство общего и профессионального образования Ростовской области), или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.

Надежда Владимировна, расскажите, пожалуйста, какие механизмы предусмотрены для оказания добровольной материальной помощи образовательной организации?

Эти механизмы просты, все они предусмотрены законодательством.

Законодательством допускается принятие образовательной организацией материальных ценностей в дар и (или) в виде пожертвования от физических и (или) юридических лиц, с учетом установленных ограничений. Согласно ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» добровольные имущественные взносы и пожертвования являются одним из источников формирования имущества некоммерческой организации, к которым относятся образовательные организации.

Оказание материальной помощи образовательным организациям можно охарактеризовать как благотворительную деятельность, которую граждане и юридические лица, согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», вправе беспрепятственно осуществлять на основе добровольности и свободы выбора ее целей.

При этом, необходимо учитывать запреты и ограничения на дарение, установленные Гражданским кодексом Российской Федерации.

Необходимо подчеркнуть, что основной характеристикой благотворительной деятельности, заключающейся в оказании материальной помощи, является ее добровольный характер.

Решение отдельных групп граждан (к примеру, родительского комитета) или органа управления образовательной организации оказать материальную помощь школе, детскому саду и т.п., не является обязательным для исполнения каждым родителем (законным представителем).

И здесь, к сожалению, достаточно часто родители (законные представители) встречаются с давлением на них. В таких случаях родители имеют право обратиться за помощью к нам в Ростобрнадзор, органы местного самоуправления в сфере образования или в правоохранительные органы с целью пресечения случаев вымогательства.

Многих интересует почему в школах нет групп продленного дня?

Согласно действующему законодательству об образовании условия для осуществления присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня могут быть созданы образовательными организациями, но не являются обязательными. При этом, образовательная деятельность в этих группах не ведется.

Что касается частных образовательных организаций, организован ли и на основании каких документов надзор за их деятельностью?

Да, организован. При этом, порядок организации и проведения надзорных мероприятий един для образовательных организаций всех форм собственности. В частности, надзор (контроль) в сфере образования осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими данную деятельность:

Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966;

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.11.2009 № 944 «Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью»;

Административными регламентами исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, государственных функций по осуществлению федерального государственного контроля качества образования, федерального государственного надзора в сфере образования, лицензионного контроля за образовательной деятельностью, утвержденными, соответственно, приказами Минобрнауки России от  14.06.2017 № 546, от 10.11.2017 № 1096 и от 07.12.2017 № 1197.

Все чаще в школах вводят вторую смену для 2-4 классов. Родители возмущены. Что вы, как контролирующий орган, можете сказать по этому поводу? Допускается ли вторая смена для начальных классов в образовательных организациях?

Вопрос о распределении классов по сменам относится к компетенции образовательной организации.

Санитарные правила и нормы позволяют организовать образовательный процесс в две смены. Ограничения установлены только для отдельных классов. Согласно требованиям СанПиН, в организациях, работающих в две смены, обучение 1, 5, выпускных 9 и 11 классов и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену.

Соответственно, администрация школы вправе организовать обучение 2-4 классов во вторую смену.

Где можно посмотреть список автошкол Ростова-на-Дону, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности? Много ли автошкол на территории Ростовской области прекратили свою деятельность и с чем это связано?

В настоящее время достаточно много открытых государственных информационных ресурсов, на которых в доступной форме размещена информация об объектах социальной инфраструктуры.

В частности, информацию об автошколах города Ростова-на-Дону, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности, можно посмотреть как в сводном реестре лицензий на осуществление образовательной деятельности, размещенном на сайте Федеральной службы по надзору в  сфере образования и науки, так и на официальном сайте Госавтоинспекции (ГИБДД) по Ростовской области (в разделе ОНЛАЙН СПРАВОЧНИКИ – АВТОШКОЛЫ), а также на нашем официальном сайте в Реестре организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Ростовской области.

В последние годы рынок образовательных услуг автошкол Ростовской области устоялся, поэтому их количество практически не меняется.

Минтрудом России был утвержден список самых востребованных и перспективных профессий. Минобрнауки России активно разрабатывало новые образовательные стандарты. Отразилось ли это на Вашей работе, и много ли организаций среднего профессионального образования нашего региона внедряют новые образовательные программы по этим востребованным профессиям?

Действительно, в 2015 году Минтруд РФ утвердил список 50 профессий, пользующихся высоким спросом на рынке труда и требующих получение среднего профессионального образования.

Это стало результатом исследования рынка труда и формирования полного справочника актуальных на сегодняшний день профессий.

После утверждения Минобрнаукой России новых ФГОС СПО по ТОП-50 профессий и специальностей в Ростовской области началось их активное внедрение.

Так в 2017 году и в первом полугодии 2018 года Ростобрнадзором обеспечено предоставление услуги лицензирования новых специальностей из перечня ТОП-50 профессий СПО для более чем 60 организаций среднего профессионального образования области. При этом в указанный период в Ростовской области внедрено более 20 новых специальностей из перечня ТОП-50.

Данная работа остается по-прежнему актуальной и особенно активно проводится в преддверии нового учебного года.

Поэтому в целях более качественной подготовки образовательных организаций, реализующих программы СПО, к лицензированию новых специальностей из перечня ТОП-50 Ростобрнадзором разработано информационно-методическое пособие «Лицензирование ТОП-50 профессий среднего профессионального образования и совместное использование в образовательном процессе высокотехнологичного материально-технического обеспечения».

С помощью данного пособия любая профессиональная образовательная организация может воспользоваться всей совокупностью справочной информации, необходимой для лицензирования образовательных программ профессионального образования в соответствии с ФГОС СПО по ТОП-50, а также может получить ответы на многие вопросы, наиболее часто встречающиеся при лицензировании новых программ по новым стандартам и при необходимости внедрения в образовательный процесс совместно используемого высокотехнологичного материально-технического обеспечения.

Процедура лицензирования по новым программам из перечня ТОП-50 проводиться в строгом соответствии с Положением о лицензировании образовательной деятельности и административным регламентом предоставления государственной услуги.

 
заказ документа
задать вопрос
300‒12‒10
8 (800) 200‒12‒10
ВЫПУСКИ ГАЗЕТЫ
"КОНСУЛЬТАНТ ПО-РОСТОВСКИ"
© 1993-2018 «Компьютер Инжиниринг»
344018, г. Ростов-на-Дону, ул. Текучёва, д. 234, 4‒й этаж
Тел./факс: (863) 300‒12‒10
Оставить отзыв
×