Консультант плюс лого

Чего ждать от нового Бюджетного кодекса: обзор проекта


Минфин подготовил проект новой редакции Бюджетного кодекса РФ, большая часть поправок которого носит юридико-технический характер. В частности, это выражается в изменении структуры кодекса, уточнении понятий, устранении внутренних противоречий и неточностей. Далее обо всем по порядку.

Когда начнет действовать

Ожидается, что новый кодекс будут применять с 2019 года при подготовке проектов бюджетов на 2020 год и плановый период 2021–2022 годов, а в части исполнения бюджетов — с 1 января 2020 года.

Как изменится структура

Основной идеей подготовки проекта является консолидация в единую систему принятых за последнее время федеральных законов, регулирующих бюджетные правоотношения. За 17 лет их было принято более 130. Новая структура позволит не только систематизировать эти многочисленные изменения, но и сделает кодекс удобным в применении. Решено отказаться от деления кодекса на части. Будет 9 разделов и 33 главы.

Структура претерпит следующие изменения:

  • введут отдельную главу об информационном обеспечении бюджетного процесса;
  • предусмотрят отдельную главу в части публичных обязательств, на основе которых осуществляется формирование расходов бюджета;
  • в разделе о сбалансированности бюджетов соберут положения по источникам финансирования бюджетов, заимствованиям, эмиссии и обращению государственных ценных бумаг, управлению долгом, формированию Фонда национального благосостояния и Резервного фонда субъекта РФ и управлению ими;
  • выделят раздел о планировании бюджета;
  • раздел об исполнении бюджета дополнят новыми главами об использовании предоставленных из бюджета средств получателями, казначейском обслуживании, едином казначейском счете, бюджетных платежах и системе казначейских платежей;
  • раздел об учете и отчетности дополнят главой об отчетности о государственных (муниципальных) финансах;
  • вопросы бюджетного контроля и привлечения к ответственности за бюджетные нарушения урегулируют в IX разделе;

Кроме того, по всем разделам распределят положения о бюджетах государственных внебюджетных (социальных) фондов для их полного учета в бюджетном процессе.

Как обновится терминология

В новом кодексе закрепят определения:

  • получатель средств из бюджета — требуется, чтобы обобщить неучастников бюджетного процесса, которым предоставляются средства из бюджета;
  • публичное обязательство — позволит разграничить обязанность государства предоставлять средства, которая может не привести к формированию расходов и может быть связана с исполнением долговых обязательств;
  • лимит долгосрочных договорных обязательств — необходимо, чтобы учитывать обязательства, которые выходят за пределы периода действия бюджета;
  • казначейское обслуживание, единый казначейский счет, казначейский счет, временно свободные средства — призвано обеспечить концепцию единого казначейского счета и системы бюджетных платежей.

Будут исключены определения некоторых понятий:

  • собственные доходы;
  • межбюджетные отношения.

Заменят термины, приведенные в таблице ниже:

Действующий термин

Новый термин

Главный распорядитель бюджетных средств Главный распорядитель расходов бюджета
Распорядитель бюджетных средств Распорядитель расходов бюджета
Получатель бюджетных средств Администратор расходов бюджета
Источник финансирования дефицита бюджета Источник финансирования бюджета
Кассовое обслуживание Казначейское обслуживание

Как изменятся бюджетные правоотношения

Сейчас бюджетные и автономные учреждения обладают только отдельными бюджетными правами и обязанностями. И хотя они не относятся к участникам бюджетного процесса, они активно задействованы в функционировании системы государственного и муниципального управления. В связи с этим отдельные нормы бюджетного законодательства, касающиеся деятельности бюджетных и автономных учреждений, включены в состав положений проекта, например следующих:

  • об особенностях осуществления расходов, в том числе о взыскании неиспользованных остатков;
  • отчетности.

Что нового в доходах и расходах

Предложен новый принцип распределения доходов бюджета, а также урегулированы вопросы зачисления в доход бюджета отдельных видов платежей (прежде всего это касается штрафов, неустоек, пеней). Такой подход позволяет:

  • определять бюджет, в который должен поступить платеж, даже если в законодательстве отсутствует норматив его распределения;
  • сократить количество потенциальных изменений в части доходов;
  • обеспечить единство в описании положений о доходах и расходах бюджетов.

Действующий Бюджетный кодекс не позволяет разграничивать виды обязательств, исходя из основания их возникновения и стадии (этапа) их исполнения. В новом кодексе уточнят, что обязательства публично-правового образования независимо от основания возникновения будут публичными.

В расходной части бюджетов предусмотрят разделение публичных обязательств на две категории:

  • нормативно-правовые обязательства, возникшие из закона или иного нормативного правового акта,
  • договорные обязательства, возникшие из соглашения сторон.

Также предлагают создать более стройную правовую основу для планирования расходов бюджета:


Прокомментировать

 
заказ документа
задать вопрос
300‒12‒10
8 (800) 200‒12‒10
ВЫПУСКИ ГАЗЕТЫ
"КОНСУЛЬТАНТ ПО-РОСТОВСКИ"
© 1993-2018 «Компьютер Инжиниринг»
344018, г. Ростов-на-Дону, ул. Текучёва, д. 234, 4‒й этаж
Тел./факс: (863) 300‒12‒10
Оставить отзыв
×